Беседа по профилактике табакокурения.
«Курить – здоровью вредить!».
Цель: Профилактика табакокурения как вредной привычки.
Задачи: 1. Дать знания о вреде, который наносит здоровью никотин.
2.Развивать самосознание, ответственное отношение к своему здоровью.
3.Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, беречь своё здоровье.
Цель - на доступных примерах рассказать детям о вреде курения.
Оборудование и реквизит:
- Карточки со словами: табак, никотин, пассивное курение, табачный деготь.
- Пипетка, вода, лист бумаги.
- Белая салфетка с коричневым пятном от дыма на ней.
- Вырезанные кружки из белой альбомной бумаги, цветные карандаши (для учащихся).
- Плакаты на доске: «Курить - здоровью вредить!», «Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения».
- Таблица.
1.Вступительное слово ведущего.
Ребята, сегодня у нас с вами пойдет серьезный разговор. А говорить мы будем о курении.
- Что вы представили, когда я произнесла это слово - курение
(ответы детей.)
Поднимите руку те, у кого родители курят – папа или мама?
Хорошо ли это – мы и попытаемся сегодня выяснить.
2- Рассказ о вреде курения. припомните, что вы испытываете, когда находитесь рядом с курящими людьми (кашель, тошноту, резь в глазах и другие симптомы.)
И это неспроста, так как в сигарете находится измельченная трава – табак.
(Прикрепляет на доску карточку со словом табак)
В табаке содержится яд и название ему – никотин
Прочитаем с доски. (На доске плакат «Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения».)
Воробьи и голуби погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2. Для человека смертельная доза составляет две-три капли. (С помощью пипетки учитель наносит на бумагу каплю воды.) 1/2 - это половина одной капли, 1/4 - половина половины капли. А если перевести все это на сигареты, то для взрослого человека одна пачка, выкуренная за один прием, смертельна, для детей - полпачки! И это было доказано множеством фактов.
Например, во Франции однажды проводился чудовищный конкурс «Кто больше выкурит». В результате двое горе-победителей умерли, выкурив по 60 сигарет, остальные же участники были отправлены в больницу в тяжелом состоянии.
Могу привести вам и другой пример, из литературы. Маленькая девочка умерла только из-за того, что в комнате, где она спала, положили порошок-табак в связках.
Смерть может наступить даже от одной сигареты, если она выкурена впервые. И если кто из наших мальчиков уже пробовал курить, то, конечно же, может описать свое состояние в тот момент. (Ответы мальчиков, по желанию.)
Вот как ваши родители ответили в анкетах на вопросы «Когда (в каком возрасте или классе) вы начали курить?» и «Что вы тогда почувствовали?». (Учитель зачитывает ответы из анкет.)
Действительно, при первом курении у человека обычно першит в горле, учащенно бьется сердце, во рту - противный вкус, в глазах темнеет, голова начинает кружиться, тошнит... И это не случайно. Так организм человека борется с ядом и «говорит» хозяину: «Не губи себя! Никогда не пробуй больше!»
Ну а если за одной сигаретой последует другая, то организм перестает сопротивляться: человек привыкает к курению, а потом уже и бросить трудно. Вот что ответили ваши папы и мамы на вопрос «Пытались ли вы бросить курить?». (Зачитывает ответы.)
А отвыкать нужно! Ученые и врачи доказали, что курящий человек сокращает себе жизнь, раньше умирает, чаще болеет, да и выглядит неважно: желтая кожа, желтые зубы и пальцы, кашель и сиплый голос, постоянный запах табака.
А что же происходит с людьми, которые не курят сами, но находятся рядом с курящими? Как вы думаете? (Ответы детей.) Почему? Оказывается, и на это ученые дали ответ. Эти люди, то есть мы с вами, становимся, в таком случае (читает с карточки) пассивными курильщиками. Если курильщик несколько раз наберет в рот дым от сигареты и выдохнет его на чистую салфетку, то (дети могут договорить) на белой ткани образуется коричневое пятно. (Показывает салфетку с пятном.) Это - табачный деготь - яд, который содержится в дыму. И если помазать кролику уши этим дегтем, он заболевает и умирает.
Сделаем вывод: значит, и сигаретный дым опасен для здоровья не только курящих, но и дышащих этим дымом. Вот почему надо стараться не находиться в помещении, где курят, быстрее проветрить такое помещение.
Теперь вы сами можете сделать вывод, полезно ли курение детям? (Ответы детей.) Это подтверждает таблица.
Таблица на доске.
|
Курящие
|
Некурящие
|
1. Нервные
|
14
|
1
|
2. Снижение слуха
|
13
|
1
|
3.Ухудшение памяти
|
12
|
1
|
4.Плохое физическое состояние
|
12
|
2
|
5.Плохое умственное состояние
|
18
|
1
|
6. Нечистоплотны
|
12
|
1
|
7. Имеют плохие отметки
|
18
|
3
|
8.Медленно соображают
|
19
|
3
|
Учитель. Ученые в течение нескольких лет проводили наблюдение над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. И вот что выявили. Итак, таблица. Да и вы сами наблюдаете в жизни, что если среди учеников есть курящие, то успеваемость в классе низкая. У курящих детей плохая память. Такие дети медленно соображают, быстро устают, на физкультуре не могут выполнить нагрузку, задыхаются. Они нервные и обидчивые, часто лезут в драку, неопрятны, плохо учатся.
3. Итог беседы
- Прочитаем, что написано на плакате.
(Дети хором читают: «Курить – здоровью вредить!»)
- Почему я не написала «Курить – себя губить!» или «Курить – своему здоровью вредить!»? (Ответы детей.)
Курильщик губит не только свое здоровье, но и вредит здоровью окружающих людей, которые являются в этом случае пассивными курильщиками, вдыхая яд.
- А ядов в табаке ученые насчитали 1200! Мы познакомились только с двумя, назовите их (никотин и деготь.)
4. Групповая работа
Давайте попробуем выразить свой протест курению в виде запрещающего дорожного знака (Если дети не знают, что это такое, учитель объясняет, показывает.)
Что нарисовать в кругу, а потом перечеркнуть красной линией – это вы решаете сами. Итак, за работу!
(Учитель раздает детям кружки из белой альбомной бумаги, заготовленный заранее. Ученики рисуют.)
(Демонстрация работ.)
- Как назовем свою работу? («Нет курению!», «Курить запрещено!», «Не кури!»)
5. Итог урока
Понравилась ли вам наша беседа? Чем? Что нового узнали? Что каждый взял для себя из этого занятия?
|